О сп “с.Алмак”

Сегодня селение Алмак – крупный населенный пункт Казбековского района. Здесь имеется средняя школа, где работают 34 учителя, из них высшее образование имеют 18 человек, учатся заочно в вузах-7 человек,1 учитель высшей категории, 10 учителей 1 категории, 8 учителей 2 категории, детский сад, имеются Дом культуры, где работают 4 человека. Сельская библиотека – 2 человека. Почта – 2 человека. ФАП- 4 человека. В селе имеются два фермерских хозяйства. Фермер – Абдукадиров Нажбола Сатавович. У него в хозяйстве имеются овцы – 500 голов, сад – 2 га, ульи – 60 семей. Фермер – Тупаев Тупа Гусейнович. У него в хозяйстве имеются КРС -130 голов, в основном молодняк и овцы – 300 голов. Организован СПК, председателем которого является Тупаев Гусейн Магомедсайгидович. Имеются 1500 голов овцематок и 500 голов молодняка. Главой сельского поселения избран Салгереев Минкаэл Изудинович – 1976 года рождения, имеет высшее образо-вание. Население сель-ского поселения «село Алмак» – 2018 человек (661 хозяйство). За год прирост населения составляет 40-50 человек. В село до сих пор не проведен газ. Зимой жители села топят дома дровами. В селе имеется водопроводная система, в каждом доме имеется чистая, горная вода. Имеются коммерческие магазины, маршрутные такси. Село электрифицировано.
Село Алмак расположено на юго-западной окраине Казбековского района на границе горного Дагестана. На западе Алмак граничит с Чеченской Республикой. Находясь на границе предгорного и горного Дагестана, с юго-востока село резко ограничено Салатавским хребтом. С юго-востока на северо-запад от северного склона Салатавского хребта отходит цепь складчатых гор с высотными отметинами в 1500-2200 метров над уровнем моря. Село также ограничено лесистыми холмами. На западной стороне села течет река Акташ. В реку впадают речки, притоки – Циркин (левый приток) и Саласу (правый приток). Глубина реки 40-50 см., в половодье вода поднимается 1,5-2 метра. Река своё начало берет на Салатавском хребте. Исток реки называют «Эшехаб», где водится рыба форель.
Из записей краеведа из Алмака Абасова Магомеда:
Село Алмак занимает выгодное географическое положение. На южной стороне расположены горы продолжение главного кавказского хребта.
Каждая гора имеет свое название. Первая гора «Ясазул росо» (Девичье село). Гора расположена на расстоянии 8 км, к югу от села горы друг от друга отделены межгорными долинами. Есть легенда о том, почему она названа так. В историческом прошлом часто бывали междоусобные войны с соседними племенами. Враги, завоевав покоренное ими село, брали в плен девушек зрелого возраста и уводили их с собой. Местные жители во избежание этого случая девушек определяли на этой горе и их содержали там под усиленной охраной.
На южной стороне «Ясазул росо» есть место под названием «Мирзал хъала» (Крепость Мирзы). Есть легенда о том, что когда Алмак был покорен Темурлангом в 1396 году, Мирзал хъала была разрушена монголо-татарами.
Вторая гора называется «Нухлул щоб» (Дорожная равнина). Она получила такое название от того, что по этой горе имела и по сей день сохраняется дорога, которая соединяла село с селами Гумбетовского и других районов.
После горы «Нухлул щоб» следующей является гора «Г1еб щоб» (широкая равнина). На самом деле среди других гор она широкая.
Следующая гора «Бег1ераб мег1ер» (острая гора). Издалека кажется она острая, а на самом деле вершина горы довольно широкая.
Следующая гора «Альбурил мег1ер», в честь хозяина этой горы. Кстати, в селении Калининаул имеется большой хутор Альбури отар.
Гора «Ц1ант1а мег1ер».
Все эти горы расположены на левой стороне реки Акташ.
На правой стороне реки Акташ имеется гора «Гъогъо мег1ер», на этой горе много мелкого камня.
Гора «Бегал мег1ер» по имени бывшего хозяина горы Бег.
Все эти горы являются местными пастбищами для крупного мелкого рогатого скота.
На западе села течет река Акташ (белый камень), название хазарское. Берет Акташ начало из северной стороны продолжения склона Андийского хребта. Акташ относится к крупнейшим рекам Дагестана, так как протяженность его 156 км. Северные склоны Андийского хребта и горы, прилегающие в ней, принадлежат Гумбетовскому району и служат прекрасными летними пастбищами.
На правой стороне Акташ вдоль села расположены скалы, образованные в процессе выветривания. Речка Акташ омывает Эшех, прилегающий на левой стороне течения. В старину на месте нынешнего Эшех был населенный пункт под названием Шихаул. Быстрое течение реки Акташ было исполь-зовано алмацами, построили 4 мукомольные мельницы. Первым на этой реке в Алмаке была построена электростанция и пилорама. Раньше по историческим данным жители сел выбирали для поселения надежные для зищиты от врагов удобные для отпора места. Именно таким местом они выбрали «Гъоркьа росо». По географическому положению на западе и востоке были крутые скалы, где имел суженное с запада на восток место – здесь было сильное укрепление и стояли ворота «Каймесе». В центре «Гъоркьа росо» стоит здание мечети, которая по преданию старожилов, основателями мечети были арабские строители. Она была основана 732 году. Эта легенда об основании села и исторического заселения местности.
Краевед Джантемиров Исмаил перечислил названия отаров и местностей Алмака:
Всего в Алмаке было 46 отар, где проживали алмакцы. Все они подчинялись Алмакскому сельСовету народных депутатов: Хани дукъ, Гогоч хотай, Гъайли, Цебе отар, Хъванк1, Квериман, Санадукъ, Шорто \или Чорто\, Гъалабехенчо \или Гьамабахайичу, Юртин дукъ, Горгочо, Шавдан \заячий лесок\, Нахъа отар, Ц1армат \Сармат\, Гъваниг, Имайил к1ажа, Оталиг, Барзу, Хъоринзо \или Хьоринзо\ \Генул тала\, Хъарачил къоно, Талат1ара, Вайсил гох1, Рог1ри нух, Борзин къоно \хъормил щоб, или Борзин дукъ\, Гьабил г1уру, Мажитил тала, Щобда, Баг1анигин тала, Бакъда, Хъах1 кьурда, Палул к1ажа, Баг1аниг тала, Г1арабил тала, Бажин к1ажа, Къудул ракьан, Отарбил гох1, Гъаланц1о, Ханбагил жаниб, Бекул ишанал, Мусал раг1ал, Вакъто, Сулайманил тала, Гъвардан, Гъузат, Чуричуризо, Герги хотай, К1алх1атил щоб \стр. 74\. Чарти къоно, Ц1иркъ, Ц1ант1а мег1ер, Ясазул росо, Нург1алил к1к1ал, Гъарабатирил к1к1ал, Мутулазул жаниблъи, Бачазул тала, Салих1ил бак1.
Ещё отары по У.Газиеву: Бартисамичу, Шишин дукь, Гурин дукъ, Чабхил къварилъи, Гулдачил ицц, Манихотай, Ханидукъ, Гъварданракьан, Барзу, Хъванк1, Цебеотар, Жагьил мег1ер, Г1ебщоб, Юртакъар, Домор мег1ер, Бурагъан щоб, Сибсабалъуве маг1арда.

Джантемиров Исмаил – ПРИРОДА с. Алмак.
Сперва село Алмак образовалось в лесистой местности среди высоких могучих деревьев, где было очень много хищников и дичи, свежий лесной вкусный воздух, и отсутствовали холодные ветры. Очень красивое место было. В те времена люди жили за счет охоты.
Село Алмак расположено на окраине Казбековского районе на южной границе Чечни у подножия гор. С южной стороны с. Буртунай. К востоку расположен с.Дылым, с севера Калининаул и Ленинаул. За южными горами расположен Гумбетовский район. С северной стороны Нажаюртовский район. С запада на юг перед селом расположены горы. Со стороны юго -востока протекает р. Акташ \алмакцы называют – Ахъташ\ . С юга на восток и на запад в притык к горам село окружено лесом, где много разновидностей деревьев. Село находится на несколько сот ниже от окружающих холмов и гор. С северной стороны Алмака течет речка Ахъх1ин. Село омывают с обеих сторон обе речки, из-за чего уменьшаются размеры скал. На южной стороне на скалах растут ели, окружая село. Поэтому в Алмаке очень редко и в незначительном количестве бывает ветер. Зимой и летом бывает прохладная природа. В каждом огороде имеется источник очень холодной воды. Село в зелени из-за фруктовых деревьев. В огороде растут, кроме арбуза и дыни, пшеница, кукуруза, картошка, лен, огурцы, капуста, помидор, морковь, лук, чеснок.
Разные сорта груши, яблони, сливы, орехи грецкие и лесные, черешни, алычи, шишки, кизил, виноград, абрикосы, айва.
На расстоянии 1 км. от села в местности «Щобда» имеется источник целебной воды «исси-су», где лечатся от болезней алмакцы.
22 марта весна наступает. С 20 марта до 20 апреля можно деревьев подготовить к весне. С 20 апреля сажают кукурузу. С 15 марта сажают картошку. 5 апреля на ветках деревьев начинает цвести и появляются листья. В конце августа сажают чеснок. 15 января наступают морозные дни (чилайдул къоял), которые длятся 40 до 25 февраля.
Шиявдин Яндаев. Из статьи («Алмахъ». «Чапар». №47. 29.11.04. Алмак раньше называли «Бакът1ерхьул щулалъи» (Западное укрепление), Бакъбаккуде гъапаби» (Восточные ворота), «Къуркьулареб» (Непобедимый). Алмак был стратегическим пунктом, так как был расположен на пути с запада на восток и с юга на север. На сегодня в районе и за его пределами проживают 16000 алмакцев.
Немного о древней истории Алмака.
Село Алмак – один из древнейших поселений, из некогда бывших городов. О важности его в политико-экономической жизни «до тимуровских времен» можно лишь догадаться.
В 3–2 тысячелетиях до нашей эры, по данным археологии, Салатавия была заселена (Ш.М. Мансуров).
II–I вв. до н.э. – Алмак был населенным пунктом, о чем свидетель-ствуют украшения и предметы, найденные жителями Алмака и переданные Сатираевым А.С. для научного исследования в ДНЦ в апреле 2006 г. Журнал «ВЕСТНИК ИНСТИТУТА ИАЭ». 2006 г. № 4. с. 55 — 70.
Ш.О. Давудов
АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ НАХОДКИ ИЗ ОКРЕСТНОСТЕЙ с. АЛМАК
(Публикация подготовлена при финансовой поддержке Фонда содействия отечественной науке)
Например: Миниатюрный железный трехлопастный черешковый наконечник стрелы.
Общая длина наконечника 2,2 см при длине сохранившейся части черешка – 0,7 см и длине головки – 1,5 см (Рис. 1, 8).
Этот наконечник аналогичен мелким экземплярам трехлопастных наконечников сарматского облика, распространенным на Северном Кавказе в I – IV вв. н.э. (Давудов О.М., 1996. С. 129) Миниатюрные наконечники исчезают у сарматов во II а. в связи с распространением больших луков. (Мошкова М.Г., 1989. С. 184— 185).

Найденные на территории Алмака различные археологические артефакты были предоставлены высокопрофессиональным учёным-специалистам из Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН для исследования, анализа, которые установили что данные артефакты принадлежат периоду со 2 века д.н.э. по 14 век (До периода нашествия Тамерлана на Дагестан). Об этом было опубликовано большая научная статья учёных этого института в журнале “Вестник ДНЦ” (3. Ш.О. Давудов Археологические находки из окрестностей с.Алмак. ж. «Вестник ИИАЭ. 2006г. №4 с.55-70. (Публикация подготовлена при финансовой поддержке Фонда содействия отечественной науке) – смотри текст на 15 страницах в приложении №1.
И в эти дни, когда пишутся эти строки, найденные на территории другие различные предметы прошлых веков находятся на исследовании в Институте истории археологии и этнографии ДНЦ РАН, специалисты которого при визуальном рассмотрении определили их как принадлежащие периоду со 2 по 14 вв. При окончании исследования по этим артефактам также будет опубликована научная статья в этом же журнале.
Учёные арабисты Алмака знали многого о некогда сильном, богатом городище Алмак, о его трагической судьбе при нашествии Тамерлана в 14 веке. Отчасти об этом упоминается в записях Газиева Омарасхаба, опубликованных в книге Алиасхаба Омарасхабова (“Г1умру мун макьилъищ дида бихьараб” Махачкала 2002 г). Но к сожалению многое о далёком прошлом Алмака не сохранилось. Интересные данные о прошлом Алмаке были найдены, краеведами Гаджимагомедом Гаджимагомедовым, Динучом Динаевым, Салихом Салиховым в редких изданиях ли, архивах ли, Интернет-ресурсах ли. Огромное значение при этом имели рассказы старших дошедших до нас, в виде легенд, некоторые из которых были подтверждены документами, найденными публикациями, археологическими артефактами. Особое значение для нас имеет рассказанное и оставленное в виде рукописных записей бывшего учителя, краеведа из Артлуха Малика Маматова, который с детства (находясь в ссылке в 40 х годах со своей семьёй как кулаки) начал собирать данные об истории своего края, запоминать рассказы учёных-арабистов, которые также находились в ссылке вместе с ними в те времена.
Малик утверждает и пишет в своих рукописях о том, что город Алмак до нашествия монголо-татар назывался как Балх (Балхъ)… “Когда монголо-татары (по всей вероятности Золотоордынцы) не смогли взять этот хорошо укреплённый город, он стал называться как Алмак, в переводе с тюркского означающий как, “невозможный брать”…Древний шёлковый путь проходил через город Индир, где он ответвлялся после него. Один путь следовал в северном направлении, другой же путь следовал в южном направлении, проходивший через территорию города Балх (Алмак) и далее через горы на Черноморское побережье и следовал оттуда Европу. Торговые караваны до самых европейских городов охранялись, сопровождались проводниками-воинами Балка, которые отличались воинской удалью, смелостью. Стратегически важное место расположения города, проходящий вблизи торговый путь, развитая по этой причине торговля, сопровождение караванов и т.д., всё это повлияло на то, что Балх в те времена стал сильным, влиятельным и богатым городом…Через этот торговый путь в Европу шли не только торговые люди с караванами, но и навсегда переезжало много людей. Проводники-воины Балха знали все торговые города и другие популярные в те времена места… Балх (Алмак) был очень привлекательным для жизни местом, много людей стремились жить в этом городе, но алмакцы принимали к себе только нужных для их общества ремеслеников, мастеров, кузнецов (по всей вероятности по этой причине Алмак славился своими мастерами кузнечных дел, которые были способны изготовливать даже оружие, не хуже чем, существовавщих в те времена, образцов. И сейчас в селе, сохраняя навыки, переданными их отцами, дедами, продолжают своё кузнечное дело некоторые из сельчан ) и других способных людей (О том, что породниться с алмакцами в прошлом было престижным и к этому стремились жители других мест, мы слышали и из рассказов старших)…”Хотя местонахождения древных городов Дагестана, в том числе и Балха (кроме Дербента) до сих пор научно обосновано не установлены, тем не менее утверждения Малика имеют соприкосновение с официальной исторической наукой.
Вот что пишет известный учёный-историк профессор Магомедов М.Р. “Сказание о битве при Анджи “…и в то же время никаких следов связей с хазарами в обеих источниках нет: среди союзников названы горные районы вплоть до Грузии, а также Индир и Балх (район р.Акташ)” (Р.М.Магомедов «История Дагестана» Махачкала Дагучпедгиз 1998).” Здесь однозначно показан, что Балх, как и Индир, расположенными в районе реки Акташ.
Из рассказов старших ранее мы слышали, что воины древнего Алмака были искусными воинами, умеющими лазать по скалам и, подниматься на недоступные высоты и таким образом выстреливать стрелы лука далеко, не подпуская ближе воинов врага… На территории Алмака при ведении земляных работ, под толщей земли находят много наконечников стрел, копий, как следы тех далёких военных событий вокруг древнего Алмака. И записи Малика о том, что воины-проводники торговых караванов из Алмака были смелыми искусными, не противоречат этому. Известно, что во многие европейские страны в прошлом, мигрируя через Северный Кавказ, прошло много представителей различных народов. Одним из таких путей миграции мог быть древний торговый(“Шёлковый путь”) путь проходивший через Индир, Балх, через горы и далее следовавший в Европу, ибо Алмак считался одними из “ворот в горы” Дагестана.
Что пишут о древнем Алмаке историческая наука, учёные-историки прошлых веков и нынешние.
Как указано Мансуровым Ш.М. («Салатавия». Махачкала.1995 г. с.15) по данным археологии Салатавия была заселена не позже 111-11 тыс. до н.э. (Пикуль М.И. Отчет о работе 11 Бавтугайского отряда в зонах строительства Чирюртовской и Чиркейской ГЭС; Путинцева Н.Д. Отчет об археологических исследованиях в зоне строительства Чирюртовской ГЭС; Брэдэ К.А. Отчет об археологических разведках на берегах Сулака; Котович В.М. Мискинбулакский могильник. – В кн. Памятники эпохи бронзы и раннего железа в Дагестане. Махачкала. 1978 г. с. 96-98): «При тщательном археологическом исследовании всей территории Салатавии допускается возможность удревнения этих сроков». В некоторых пунктах Салатавии, пишет В.И. Канивец (Археологические исследования в Дагестане в 1955г. Ученые записки ИИЯЛ Дагфилиала АН СССР, т.1, Махачкала, 1956, С.212.), найдены кремневые орудия и отщепы, часть которых, вероятно, относится к каменному веку.
Известно, что Алмак в Х1У веке был сильно укрепленным городом, который при первой наступлении осенью 1395 года войскам завоевателя многих государств Тимура, не удалось захватить, лишь после повторного нападения с последовавшей осадой ранней весной 1396 года им удалось захватить Алмак, который был разрушен до основания и сожжен. Свидетельства тех разрушений ученые находят и в наше время. Так, имеются остатки от разрушенных крепостных стен, на расстоянии более половины метра в земле в некоторых местах имеется выжженная земля красноватого цвета. Осень 1395 года (797 год хиджры) – промежуток между 27 октября 1394 года и 15 октября 1395 года – нападение полчищ Тамерлана на город Алмак, где было 7–9 тыс. дворов. Но он не смог взять его и отступил. Кратко, буквально в нескольких предложениях сообщается об Алмаке в редком издании Бакиханова А.К. «Гюлистан-и Ирам», Баку 1926 г.: « в 1396 г. …Эмир Теймур, покорив кумыков, обитавших между Тереком и Сулаком, прошел по земле Мичикич, на город Алмак (ныне деревня в Салатавском округе), который имел 7 тысяч дворов, а ныне здесь всего сто домов. Он взял город после сильного сопротивления и разорил его» (Бакиханов А.-К.А. «Гюлистан-и Ирам» («Райский цветник»), 1841. С. 64).
Согласно же данных книги «Археологическая карта Дагестана» (А.А. Абакаров, О.М. Давудов. «Археологическая карта Дагестана». М. «Наука». 1973г., с.131. №211.) Около сел.Алмак на оконечности скалистого хребта, ограниченного почти со всех сторон отвесными склонами р.Акташ и боковых каньонов, находится городище размерами 300х100 м. Следы оборонительных сооружений сохранились в виде валообразной полосы. На территории городища встречаются остатки различных строений и керамики Х-Х1У вв. (Магомедов М.Г. 1984 в.С 48, 49).
Можно предположить, что Алмак до Тимура, подвергавшийся нападению монголо-татар (Тохтамыш) не был покорён им. Это подтверждается самим фактом существования города Алмака. Более того, Магомедовым (История Дагестана с древнейших времен до конца Х1Х века. Часть 1. ИПЦ ДГУ. Махачкала, 1997г., с.180-181) сообщается, что согласно свидетельству Рашид-ад-дина осенью 1242 года монголы предпринимают поход в Горный Дагестан. По всей видимости, они проникли туда через Грузию. Однако путь завоевателям преградили аварцы во главе с аварским ханом. Все попытки покорить Горный Дагестан не имели успеха. О том, что горцы не были покорены монголами, сообщает путешественник Х111 в. Рубрук, который проехал Дагестан спустя несколько лет после указанных событий. Он писал, что «…между морем и горами живут некие сарацины по имени лесги (леки?-от авторов), горцы, которые не покорены татарами».
Местные дагестанские хроники сообщают, что Тимур, пройдя через кумыкскую низменность, вторгся в Чечню и после сильного сражения взял и разрушил город Алмак, в котором было примерно 7-8 тысяч домов. После захвата города жители окрестных селений были переселены на равнину. (Алкадари Г.Э. Асари Дагестан. Махачкала 1929. С.29; Бакиханов А.К. Гюлистан-Ирам. Баку. 1926. С. 64).
Б.Г. Алиев и Р.С. Шихсаидов предлагают собственную версию похода Тимура против дагестанских народов. В соответствии с этой версией, разорение города Алмак состоялось не в конце 1395 г., а ранней весной следующего, 1396 г., когда войско Тимура выступило с зимовья в районе р.Кумы. Сам город они локализуют в Салатавии, куда Тимур прошел беспрепятственно через чеченские земли. (Б.Г. Алиев и Р.С. Шихсаидов. О маршруте похода Тимура в 1395 -1396 гг. через Дагестан Ученые записки Дагестанского филиала АН СССР. Ин-т истории, языка и литературы. Т.ХХ. Махачкала, 1970. С 230).
«С 5-7 вв в Дагестане известны города Чор, Дербент (в местности Урцехи), Семендер (Где-то в районе Махачкалы), Таргу (вероятно городище Таргу-Шахар на р. Гамри-Озень), Балк-Беленджер (на севере Дагестана), Индери (на берегу р. Акташ), Дарваг (в Табасаране), Жолаги (в верхнем Кайтаге), Анджи и др». (Р.М.Магомедов «История Дагестана» Махачкала Дагучпедгиз 1998 стр 31)…Как видим, и здесь Балх (Балк, Балк – Беленджер (Беленджер, город, по мнению некоторых учёных, локализуюшийся на месте района Верхнего Чирюрта, Гельбаха)) локализуется на севере Дагестана. (Здесь необходимо дать разъяснение, исходя из записей Малика Маматова, который считает, что Балк – Беленджер это военно-политический союз двух этих городов (с их территориями и спутниками-мелкими населёнными пунктами), который был образован для торговоли, а также для взаимопомощи при противостоянии с внешним врагом)
(Из Интернета-ресурсов)… А после Чингиса был Тимур, нанесший культуре Азии новый удар. Городская цивилизация, возродившаяся было в Дагестане после того, как спала волна арабской агрессии, была уничтожена Тимуром. Например, Тимур разгромил город Алмак, имевший семь-восемь тысяч домов (сейчас даже неизвестно место, где он находился), город Кадар, в котором проживало несколько тысяч семейств (ныне Кадар – рядовое селение). Затем для Дагестана, как и для всего Кавказа, как и для Азии, наступили века упадка. После многовекового мрака только в XX веке для народов Востока забрезжил свет овой жизни.
Важное значение в жизни горцев имели торговля и обмен (История Чечни. Авторский коллектив НИИ истории, социологии, филологии и экономики – из интернета), так как край пересекает транзитный путь внешней торговли. Известностью пользовались в то время торгово-ремесленные центры Северного Кавказа – Дербент, Аркас, Тарки, Алмак, Дедяков, Магас, Татартуп, Нижний Джулат, Капчигай, Маджары, Матрика, Мапа, Копа и др.
(Алкадари Г.Э. «Асари Дагестан», 1929). Последнее, пятое сражение, произошло возле горы Гебак-ГIала (Гебек-Кала-?). После жестокого штурма, завоеватели взяли и разрушили город Алмак (Алмакх), располагавшийся в дагестанской области Салатау, и имевший тогда 7-8 тыс. домов, а жителей окрестных селений переселили на равнину
Наталия Резникова. Мир, чарующий своей красотой (из истории одного заповедника). Журнал Проджи – СТРАНА ГОР.
Прежде чем говорить о настоящем, ненадолго заглянем в прошлое. Ведь эти места прославились еще во времена легендарного завоевателя Тимура. Исторические хроники свидетельствуют, что во времена нашествия Тамерлана хорошо укрепленный город Алмак, который тогда насчитывал более 7000 дворов, оказал серьезное сопротивление войску “Железного хромца”, за что и был прозван “неприступным”. Только при помощи хитрости захватчикам удалось взять тогда древний Алмак.
Ю.Дадаев /По тропам шамилевских сражений. Издательство «Юпитер». Махачкала.1997г. стр.223-224\ пишет, что «известный историк А.К. Бакиханов \Гюилистан-Ирам. Баку, 1926, стр.64/, описывая походы Тимура по Дагестану, сообщает: «Эмир Теймур, покорив кумыков, обитавших между Тереком и Сулаком, прошел по земле Мичикич /Ичкерия\ на город Алмак, после сильного сопротивления он и разорил его».
В то время Алмак был одним из крупнейших городов не только Салатавии, но всего Северного Дагестана. Это был город с 9-тысячным населением, окруженный с трех сторон скалами и построенными защитными стенами с бойницами. В городе был единственный вход с востока, через огромные железные ворота, которые закрывались при появлении опасности. С юга, запада и севера, окружив город дугой , его защищали глубокие ущелья и скалы. Город славился в то время своими мастерами гончарного и оружейного дел, здесь был крупнейший в те времена рынок, где продавали свои товары жители гор, Чечни, Ауха, Кумыкской поллоскости. Говорят, что в городе были обложенные камнем \мощенные/ улицы, сверкающие на солнце белоснежные дома, стены которых были побелены известью. Некоторые старожилы утверждают, что тогда в Алмаке были самые известные мастера по обжигу кирпича, черепицы и гончарных изделий. Здесь ковались известные на всем кавказе сабли, кинжалы, ножи, кольчуги, подковы для лошадей и многое другое. Источники сообщают, что в то время гордостью горожан был прекрасный подземный водопровод, построенный из глиняных труб, по которому поступала чистая родниковая вода из-под горы на восточной стороне города». Остатки нескольких глиняных труб найденных при земляных работах хранятся в Калининаульском школьном музее. Кстати, аналогичные глиняные трубы автор видел в государственном музее крепости г.Дербента и районном музее с.Ахты Ахтынского района.
Далее Дадаев Ю. пишет, что «рассказывают, что город также славился добрым, веселым характером жителей, мужественными и отважными воинами и красотой, стройностью девушек. Тогда старики говорили: «Кто побывает в Алмаке в первый раз, обязательно влюбиться, во второй раз, несомненно жениться».
Что же пишут по этому поводу в записях, оставленных старшими, местными знатоками истории, которые исходили из рассказов учёных арабистов такие как Амирилалихаджи и других из Алмака. По этому поводу пишет также Ю. Дадаев в книге “По тропам шамилевских сражений. (Издательство «Юпитер». Махачкала.1997г. стр.224) Он пишет, что когда войска Тимура окружили Алмак, завоеватель потребовал, чтобы жители открыли железные ворота и выполнили все его условия: принять ислам, выставить в состав его войска 1000 вооруженных всадников для борьбы против горцев. Конечно алмакцы отвергли все условия Тимура, наотрез отказались покориться, заявили, что их город неприступен и защищать его будут до последнего человека, а если Тимур сможет, пусть возьмет город штурмом. Тимур рассверипел и дал приказ всеми средствами штурмовать крепость. Алмакцы защищались мужественно, успешно отразили несколько атак войск Тимура, нанося врагу серьезный ущерб. Каждый штурм приносил большие потери разгневанному Тимуру, защиьники города проявляли образцы мужества и героизма и успешно отражали каждую атаку врага. Говорят Тимур еще больше разневался, когда его военачальники и боцы прозвали город «Алмак», то есть «непобидимый». Отступать, уходит, оставив за собой непокоренные и неразрушенные города и села, не политые кровью земли. Не сожженные дотла жилища, было не в характере этого жестокого и коварного завоевателя. Три дня и ночи говорят думал, Тимур вместе со своими военачальниками о том, как покорить алмакцев и взять город. И вот Тимур пошел на хитрость… Тимур переодил в «нищего» своего человека и направил шпиона в Алмак. Шпион, перекинув через шею «хулжал», отпрпавился в город. Походя по Алмаку, шпион осмотрел его со всех сторон. На ночлег попросился к одной одинойкой старухе. Хозяйка пригласила его поесть и поставила перед ним кашу в большой тарелке, заправленной орбичем. Хитрый шпион начал есть то с краю, то с середины. Старушка, увидев это, возмутилась: – «Что ты, как Арсах Тимур \так звали Тимура в этих местах/ скачешь то сюда, то туда? Почему не ешь нормально, как люди с краю?» Мнимый нищий поинтересовался, кто это Арсах Тимур, что за человек?И услышал в ответ, чтоАрсах Тимур – это разбойник, который воюет то здесь, то там, разрушает все, уничтожает и приносит везде бедствия. Тогда «ниший» спросил, как же алмакцам удалось избежать участи, постигшей других селений? На что женщина ответила, что Тимур давно взял бы Алмак, если если бы узнал, откуда в город поступает вода. Гость как бы ненароком поинтересовался, где же находится источник?
– спросил гость.
– А на окраине города близ грушевого дерева.
Утром Тимур вернулся, собрал военный совет и спросил, как можно установить точно сместо, где берет начало вода, обеспечивающая жизнь городу, если приблизительный район известен. Один пожилой советник сказал, что 5-6 дней надо без воды кормить молодого жеребенка, и тогда поводить его на той территории: где конь станет бить копытом, тут воде и быть. Так и сделали. Нашли источник, перекрыли воду и взяли непокорный город. Жителей города всех до единого уничтожили, а сам город полностью сожгли. И случилось это весной 1396 года. И на долгие десятилетия опустела земля алмакская.
Примерно такого содержания рассказы оставили в своих записях Алижанов Хасамирза, Гебеков Курман, Газиев Омарасхаб, Жантемиров Исмаил и другие
Об истории Алмака после 14 века мало что известно. По записям Газиева Омарасхаба (который ссылается на учёного-арабиста Амиралихаджи Алисултанова из с. Алмак, репрессированого вместе сыном, учёным-арабистом, Садыком в 1937г) и др.), После трагедии при нашествии Тимура, который разрушил город не оставив камень на камне, Алмак приобрёл былое величие по происшествии около 200 лет. Но возникшая эпидемия холеры или чумы (вабаъ) унесла много жизней. В день умирали 10-15 человек. Спасаясь от мора эпидемии, люди переселились в отдалённые места…С тех пор Алмак не вырос до былой величины, оставаясь маленьким селением…(“Г1умру мун макьилъищ дида бихьараб” Махачкала – 2002)1600 год –возрождение Алмака после того как его сжёг и разрушили войска Тимура.
Алижанов Хасамирза– Сказание о жителях села Алмак Кекели, Келарди и Келайбиги. Когда-то пришли в село чеченцы из Хоройчо отец Кекели и его сыновья Келарды и Келайби. В бывшем центре города Алмак они построили дома и через некоторое время выросло небольшое новое село.
Алижанов Хасамирза– Сказание об Абулмуслим шейхе. После этого пришел Абулмуслим шейх, чтобы научить жителей основам ислама. Он научил людей также различать халал и харам. Сын Кекели Келарды заявил, что он примет ислам после того, как съесть все 5 своих свиних туш. Все единогласно приняли ислам.
Ю.Дадаев (По тропам шамилевских сражений. Издательство «Юпитер». Махачкала.1997г. стр.222-223) пишет, что название села происходит от тюркского слова «алмак» – «взятие». Земли Алмака доходили до реки Ярыксу и Гумбетовских гор. Это был крупный населенный пункт в несколько тысяч хозяйств. А первыми здесь поселились отец и два сына из Харачоя /ичкерия\, которые спасались от кровной мести. Отца звали Кекели, сыновей Келлерды и Келемет. Потом подселились люди из Гумбета и других аварских обществ, а также Ичкерии, Ингушетии.
Со временем семьи разрастались, образовывали целые тухумы. Названия их сохранились до наших дней, они показывают, откуда прибывали родона-чальники крупных семейных образований: Харайчу (Харачой), Данкал и т.д.
Газиев Омарасхаб. Мы можем себе представить то страшное время, когда жители Алмака фактически без помощи с чьей-либо стороны оказались лицом к лицу со страшными воинами-разбойниками жестокого Арсак-Тимура. После них осталась одна выжженная земля. Но народ не исчез. Прошло лет 200 , в заново отстроенном Алмаке, по рассказам стариков, проживало около 8000 хозяйств. Но пришла другая страшная беда – холера. Каждый день хоронили по 10-15 человек в одной могиле. Многие умерли, другие уехали подальше от страшного места. Опять Алмак остался маленьким селением, где люди жили в трудных условиях. В это время из мичикичских селений Хорайчо и Чунгур пришли сюда бежавшие по разным причинам два чеченца, к ним присоединился и один аварец. Они увидели, что это место хорошо защищенное от врага природными условиями, и решили тут обосноваться. Они привезли в Алмак своих родственников. Таким образом людей в селе стало больше. В селе того времени различались тухумы «хорайчисел», «чунгурисел», «маарулал». Большинство жителей говорили на чеченском языке. Многие земельные учяастки получили чеченские названии «Вардам», «Бартисамичу», «Санадук », «Галабахийчу», «Шинидук »., «Борзиндук», Ханидук » и другие. Большинство жителей занималось охотой .Ружья были старинные – «мачутуманк ». Порох готовили на месте , смешивая угольный порошок из ивовых дров с порошком серы. Большинсто земель было занято лесами. Земледелие и животноводство было развито очень слабо. Выращивали кукурузу, овес, «гвенегат». О картофеле или пшенице люди не имели представления. Связи с русскими не было, языка русского никто не знал. В это время ислам еще не был известен алмакцам. Рассказывают, что в одно время алмакцам сильно досаждали нуцалы из соседних земель. В произошедшем конфликте между людьми нуцалов (биляры) и алмакцами первые были перебиты на местности, которая впоследствии получила название как Биляргин (около нынешнего Калини-наула). Слово Биляргин переводится как «место, где перебили нуцалов».
Участие алмакцев в борьбе против Надир-шаха в 18 веке (27.08.1742г)
Из выступления доктора исторических наук профессора Юсупа Дадаева на праздновании 1000 летия Алмака:
– На призыв андалальцев на борьбу против Надиршаха встали и воины салатавских сёл. Из Зубутли, Чиркея и др, сёл воины направились через с.Гертма. Дылымцы, буртунайцы и алмакцы собрались выше Алмака оттуда направились через с.Тлох…Объединились с хунзахскими воинами (бо)… Я сумел прочесть среди погибших только имя одного из них Али из Алмака…Об этом нигде не написано, это взято из неопубликованного архивного материала…В архивах очень много не раскрытого материала
Алмакцы в Кавказской войне (Шамилевское движение)
За участие алмакцев на стороне имама Шамиля, Алмак не раз подвергался обстрелу нападению царских войск, не раз был разрушен, сожён. Военные отбирали хлеб, скотину…
29 августа 1839 года – мюриды с имамом Шамилем прибыли в Алмак. Шамиля и его друзей алмакцы с искренностью встретили как дорогих гостей, когда многие отвернулись от него. Алмакцы поклялись, что не отпустят мюри-дов, не оказав им «алмакского гостеприимства, если даже из-за этого их живыми бросят в огонь». Алмакцы оказали им самое лучшее гостеприимство, накормили их, дали продуктов, заставили поспать до обеда под охраной, затем проводили Шамиля и его сподвижников в Чечню. Это были критические дни для имама Шамиля, когда все отвернулись от него (Ш.М. Мансуров).
17–19 октября (четверг–суббота) 1845 года – в селение Алмак прибыл Шамиль. Сю-да же стали собираться все его наибы, ученые и почетные люди, представители всех насе-ленных пунктов, весь цвет Чечни и Дагестана. В знак благодарности и уважения за предан-ность салатавцев и вклад в борьбу за незави-симость Шамиль решил созвать Всеимамат-ский съезд (мажлис) наибов, алимов и других представителей имамата в Алмаке. На нем были решены наиболее важные вопросы, при-няты законы, определена стратегия дальней-шей борьбы и произведены некоторые измене-ния в администрации имамата в связи с тем, что погибли некоторые наибы, полководцы и другие ученые люди (Ш.Мансуров).
В Алмаке в 1945 году состоялись важные для имамата события – Совет имамата, где обсуждались планы предстоящего сражения перед наступлением царских войск под командованием князя Воронцова и съезд наибов, алимов и других видных людей имамата после безуспешной “Даргинской (от слова “Дарго”) экспедиции ” князя Воронцова
Ю.Дадаев в своей книге «По тропам шамилевских сражений» \г.Махачкала. «Юпитер» 1997г.\ более подробно на высоком уровне описывает это важное политическое событие Имамата, состоявшееся в Алмаке, придав этому должное весомое значение: – «…В октябре 1845 годов в Алмаке три дня проходил съезд наибов, алимов, кадиев, муфтиев, почетных и авторитетных людей, известных полководцев, командиров боевых отрядов Дагестана и Чечни. Это был съезд победителей, разгромивших многотысячную армию фельдмаршала Воронцова…».
Известно несколько высказываний об алмакцах, автором которых является имам Шамиль, в которых он отмечает лучшие качества жителей селения Алмак, их участие в Кавказской войне и свое к ним отношение:
“Алмакцы, вы моя правая рука, которая всегда приходит на выручку ле¬вой, когда ей трудно”. (Имам Дагестана и Чечни Шамиль. Гамзаев М. Имам Шамиль.М. «Тарих». 2009г. С.235. А.Рамазанов, доцент кафедры истории государства и права ДГУ», «Шамиль: не только клинком, но и словом», г. «Новое дело» №19 от 7.05.99г. Ю.У. Дадаев. «По тропам шамилевских сражений».\Изд. «Юпитер». Махачкала. 1997г. с.221-231.
«Пока алмакцы воюют, не убегайте с поля боя».
Имам Дагестана и Чечни Шамиль. (Муфтий Дагестана председатель совета ДУМД А.Абдулаев.)
«Как красива, чиста природа Алмака, так же чисты и добры души и сердца алмакцев…”.
Имам Дагестана и Чечни Шамиль. А.Рамазанов, доцент кафедры истории государства и права ДГУ»,«Шамиль: не только клинком, но и словом», г. «Новое дело» №19 от 07.05.99 г. Ю.У. Дадаев. «По тропам шамилевских сражений».Изд. «Юпитер».Махачкала. 1997г. с.221-231.
«Мои верные кунаки живут в Алмаке»
Имам Дагестана и Чечни Шамиль. Ю.У. Дадаев. «По тропам шамилевских сражений».Изд. «Юпитер». Махачкала. 1997г. с.221-231.
Вот имена известных участников тех военных событий, учёный наиб Умалат, сотеник Саид, Ханмамат-хаджи, Нартав-хаджи, Камилил Исмаил и многие другие.
Об Умалате имеется более 30 упоминаний в книгах Марьям Ибрагимовой (роман-трехтомник “Имам Шамиль” издан в Москве.
В вышедшей в этом в Голандии научной книге об исламских учёных Дагестана, “Биография исламских учёных Дагестана” под авторством Амри Шихсаидова (из Дагестана), Михаил (Мичел) Кемпер и Альфреда Бустанова (оба из Голандии) (“Durgeli. Biographies of the Islamic Scholars of Dagestan. Edited by Amri Shikhcaidov, Michael Kemper and Alfrid Bustanov”), Умалат упоминается как учёный наиб Умалат, написавший касиду об имаме Шамиле на арабском языке.
27.04.1852 года наибом Ичкерии был назначен «ученый из Алмака Умалат. Он крепкого телосложения, жесткий к врагам, справедливый к народу, за что имам его любил» (см.: Тазкират, л.78 а) вместо смещенного Киха-наиба (в оригинале его имя написано со всеми огласовками). У чеченцев – Геха, у ингушей–Гиха; в Урус-Мартановском районе есть селение Гехи (чеченское ГихIта). Дата назна-чения Умалата неизвестна, но имя наиба Геха в донесениях командования левого фланга царской армии в последний раз упоминается 27.04.1852 года.
В статье, опубликованной в газете “Хакикат” (№ 41 2010), автор, краевед Саидов Магомедсаид из с. Салта пишет, что наиб Умалат был самым дорогим наибом Шамиля и когда во время осады салтынской крепости наиб Умалат был тяжело ранен, Шамиль тайно пригласил известного хирурга Пирогова для оперирования Умалата. Об этом ранее сообщалось и из других источников… В рассказе своих кавказских произведений знаменитый романист Александр Дюма приводит случай (рассказанный доктором Петровским, во время прибывания Дюма в Хасавюрте) приведения наибом (Умалат) русского доктора в Алмак из Хасавюрта для лечения больного сына Шамиля, оставив в заложниках у русских двух наибов (Реферат Мадины Шапиевой, Калининаульская ОСШ). О случае приведения наибом Умалатом русского врача в Алмак для лечения сына имама Шамиля, рассказал при жизни, умерший в 120 летнем возрасте в 2000 году Ирисханов Гайирхан, который слышал об этом от своей матери.
Именно бескомпромиссное отношение алмакцев к имаму Шамилю, на наш взгляд, сыграло немаловажную роль в действиях властей тех времён, с высылкой алмакцев в 1977 году в с. Хубар Казбековского района, где они побывали три года. По рассказам старших, небольшая часть алмакцев поддержала восставшегося против русских Алибегахаджи из Симсира и с оружием в руках примкнулись к нему (несмотря на несогласие большинства алмакцев. Говорят, что в те дни, наиболе авторитетные в то время среди алмакцев, Нартавхаджи и Ханмаматхаджи не находились в Алмаке и этим воспользовалась та группа, которая поддержала Алибегхаджи). После подавления Алибегхаджи, алмакцы были и выселены в Хубар, а часть алмакцев непосредственно принимавших участие в бою, была выселен во внутренние северные области России…
1906 год – перепись населения селения Алмак: мужчин 530+367 хозяева двора, женщин – 796, дворов – 367, всего: 1693 человека (из домашнего архива Гаджимагомедова Г.Р.).
Алмак 371 двор, мужчин 903, женщин 792, всего 1695. Пахотных земель: число участков или загонов: общественная земля 440 и 5, мечетская земля 4, количество десятин 806 и 265, мечетских 6. Среднее количество десятин на 1 мужскую душу 1,2. Покосные земли, общественная земля число участков или загонов 472 и 267, мечетская земля 2; количество десятин 447 и 267, мечетская земля 26,5, среднее количество на 1 мужскую душу 0,8 (ЦГА РД. Ф. 147. Оп. 1. Д. 7. Л. 254–255).
В Первой мировой войне участвовали из Алмака Адильгереев Магомашарип и Абдурахаманов Сайпудин в составе 2 Дагестанского полка “Дикой дивизии”
Гражданская война не обошла стороной и алмакцев. Красные партизаны из Алмака участвовали в борьбе против Деникина. Среди них Омарилав, Базарганов Насрола….Были и погибшие.
В Алмаке были 4 колхозные овцеводческие товарные фермы. ОТФ по результатам работы 1937 г. и 1938 г. на Всесо-юзной сельскохозяй-ственной вытавке в г. Москве в 1939 г. занесена в По-четную книгу ВСХВ и выдано свидетель-ство № 175572. В свидетельстве ука-зано, что «овцевод-ческая товарная ферма колхоза име-ни 25 Октября селения Алмак Казбековского района Дагестанской АССР в среднем за два года получила 111,6 ягненка к отбивке на 100 маток и покрытых ярок-метисов вюртембургской породы, при общем поголовье в 1937 г. 1569 овец, в 1938 г. 2055 овец, за что утверждена участником Всесоюзной сельскохозяйственной выставки и занесена в Почетную книгу». Заведующий ОТФ Тупаев Магомедсайгид Тупаевич награжден сереб-ряной медалью и выдано свидетельство о почетном члене ВСХВ.
В 1930–1939 гг. репрессированы 37 алмакцев, Абасов Абас, Абасова Месе, Абасова Хаби, Алибеков Абид, Алигаджиев Эсенбай, Алигаджиева Хадижат, Алисул-танов Амирали-Хаджи, Алисултанова Айганат, Амиралиев (Амирали-Гаджиев) Садик, Амиралиева Ашат, Асаев Гамзат, Байсултанов Байсултан – сослан, Байсултанова Салтанат, Балагаджиев Сахродин, Балгишева Баху, Батиров Беркихан, Батирова Забат, Батирханов Зайту, Беркиханов Магомед, Беркиханова Пари, Генжабаев Жамалодин был выслан, Газимагомедов Шепи, Газихмаев Эсенбай – сослан, Газихмаева Салимат, Гамзатов Расул, Гамзатова Зайнап, Джанаев Шихтимер, Джанаева Айшат, Иманалиев Идрис, Киргуев Харсмагомед, 17.03.31 г., Таймазханов Магомед – сослан, Таймазханова Айшат, Умахаджиев Алихаджи, Умахажиева Малайхат, Хайдаров (Гайдаров) Алибек, Хайдарова Айшат, Ханмагамаев Будайчи, 35. Ханмагамаева Чакар, Ханмагомаев Имамирза – 29.09.36 г. выслан как кулак, Ханмагомаева Карибат – 29.09.36 г. раскулачена и выслана как кулак, Ханмагомедова Патимат 29.09.36 г. раскулачена и выслана как кулак, Ханмагомедов Багавдин 29.09.36 г. выслан как кулак, Чанаханов Асланхан, Чанаханов Нуцалхан, Этуев Кебет, Этуев Магомет, Этуева Суайбат, Эльдаров Хангиши, Эльдаров Басир. Всего 54 человека из 29 семей.
26 ноября 1939 года – в соответствии с требованиями решения СНК ДАССР и Каз-бековского РИК из одного колхоза имени 25 Октября села Алмак образованы два сельских Совета и четыре колхоза по географическому расположе-нию: имени 25 лет Октября, Молотова, Сталина и В.И.Лени-на – колхоз имени Молотова обра-зован из хуторов Цебе отар, Гваниг и Гайли. Его пер-вым председателем был Садаев Иманали;
– из хуторов Нахъаотар, Гогоч-отар, Ханидук был образован колхоз имени Сталина. Его первым председателем был Дадаев Алхан. Впоследствии его заменил Саипов Магомед;
– из хуторов Кариман и Чорто образовали колхоз имени В.И. Ленина. Его председатель – Шапиев Абдулхаким.
18.09.1940 года – Таймасханов Гаджимагомед, 1882 г.р., награжден Президиумом Верховного Совета ДАССР Почетной грамотой как «Отличник строительства канала имени Дзержинского» за особо выдающиеся показатели в работе при строительстве этого канала.
6. Алмакцы-участники ВОВ и орденоносцы
Всего призвано в годы ВОВ из Алмака 597 человек, погибли на фронте 295 человек. До тех военных 40-х годов прошлого века алмакцы жили своей размеренной счастливой жизнью, занимаясь сельскохозяйством. Весть о нападении гитлеровской Германии на нашу страну в 1941 году, как и для других, для алмакцев вызвала в душе каждого тревогу. Чувствуя наступающую опасность для своей страны, алмакские мужское население встало на защиту своей Родины. Многие мужчины вызвались добровольно уйти на фронт. Среди мужчин, молодёжи считалось недостойным оставаться дома, когда другие его односельчане, земляки шли на войну. Были в селе семьи из которых на войну ушли по два, три и даже четыре человека. Сколько человек были отправлены на фронт из Алмака единного мнения не было, одни говорили, что на фронт ушли 700 человек, другие – 900 человек. А по данным военного комиссариата выходило, что из Алмака на войну ушли лишь 362 человека. В этих списках военкомата часть алмакцев не могли найти своих близких, призванных на войну. Некоторые из призванных оказались приписанными в списки других населённых пунктов. Наверное такое было и со списками призванных на войну и в других населённых пунктах. Видя, такое положение дел, краеведы алмакцы задались целью, уточнить списки своих земляков ушедших на фронт, выяснить документально, кто где воевал, где похоронен. Основную роль в этом исполнил Гаджимагомед Гаджимагомедов, Федеральный судья Кировского района Махачкалы, который стал заниматься этим в свободное от работы времени. Им были отправлены более 1600 запросов только в один Центральный архив Министерства обороны РФ (ЦАМО), не говоря о множестве других различных архивов. Так было выясненно множество фактов, ценной для нас алмакцев информации. По этим данным, ещё не завершённому списку из Алмака было призвано 597 человек, в том числе алмакцы, призванные из других мест и солдаты, которые были призваны в ряды Советской Армии ещё до начала войны и которых там застала война. 301 человек вернулись живыми. 296 человек там сложили свои головы. Среди вернувшихся не было ни одного, которые не страдали от ранений, не имели бы изъянов здоровья от перенесших трудностей, среди них немало было вернувшиеся домой инвалидами. Из всех этих участников ВОВ ныне среди живых остаются 90-летний Харсмагомедов Магомед, проживающий в Алмаке и 92 летний Магомедов Абдурахман, проживающий в Ленинауле, вернувшийся с фронта без одной ноги.
24.06.45 года – алмакец Абасов Байирхан участвовал в Параде Победы на Красной Площади (из домашнего архива Абасова Н.Б., письмо ФБУ ЦАМО РФ от 24.01.12г. №4 (93938).
1941–1945 годы – в годы Великой Оте-чественной войны пять участников-алмакцев стали офицерами Советской Армии. Это:
– Нуридинов Башир, капитан, командир роты;
– Джабраилов Магомед, старший лейтенант, командир роты;
– Салихов Мансур, младший лейтенант, командир взвода, награжден орденом Красной Звезды;
– Садаев Шарабудин, лейтенант, командир взвода;
– Гереханов Халил, младший лейтенант, командир взвода.
136 выходцев из Алма-ка награждены орденами.
Жители селения Алмак, награжденные орденами:
1. Абакаров Ахмед – орден Боевого Красс-ного Знамени, участник Великой Отечественной войны.
2. Абдулаев Насрула – орден Красной Звезды, участник Вели-кой Отечествен ной войны.
3. Алигаджиев Сайбудин – участник Великой Отечественной войны, орден Славы 3 степени.
4. Асланханов Нугаймирза – орден Красной Звезды, участник Великой Отечественной войны.
5. Асмирзаев Насрула – орден Славы 3 степени, участник Великой Отечественной войны.
6. Гаирбеков Мажид – орден Красной Звезды, участник Великой Отечественной войны.
7. Магомеднуров Магомедкамиль – участник Великой Отечественной войны, орден Отечественной войны 2 степени.
8. Мусаев Пата – участник Великой Отечественной войны, орден Отечественной войны 2 степени.
9. Салгереев Сайдула – участник Великой Отечественной войны, орден Отечественной войны 2 степени.
10. Салихов Мансур – участник Великой Отечественной войны, командир взвода, младший лейтенант, орден Красной Звезды.
11. Халидов Ханапи – участник Великой Отечественной войны, орден Отечественной войны 2 степени.
12. Харсмагомедов Магомед – участник Великой Отечественной войны, орден Отечественной вой-ны 2 степени. Харсмаго-медов Магомед – единст-венный участник Вели-
кой Отечественной вой-ны, который остался в живых в селении Алмак.
Участниками Трудового фронта, Трудовой армии были более 100 человек. В трудовой армии умер Сайди(Не Терском канале). Некоторые умерли от болезней по возвращению домой.
14.01.1943 года – Садаеву Иманали, председателю к/х им. 25 Октября с. Алмак пришло при-ветственное письмо от СНК ДАССР и обкома ВКП (б) ДАССР от 14.01. 1943 г. за активное участие в укреп-лении Вооруженных сил Красной Армии.
Из домашнего архива Иманалиева М.М.
14.01.1943 года – сестра двух участников Великой Отечественной войны – Валиева Туайсат, 1923 г.р., с 4-классным образованием, из крестьян-серед-няков, член ВКП(б), рядовая колхозница к/х им. Молотова, Указом Прези-диума ВС СССР от 14.01.1943 г была награждена орденом Тру дового Красного Знамени.
Из домашнего архива М.М. Иманалиева

В селении Алмак с 1860-х было 2 мечети, которые действовали длительное время. В медресе при мечети еще в 1886 года обучались чтению Священного Корана жители сел как Салатавии, так и Гунибского, Ботлихского и Хунзахского районов.
К1удияв вали Эльдар из Алмака, председатель колхоза «Победа» Хайбола из Салта и Гамзат Цадаса были друзьями и обучались у ученого алима Амирали-хаджи. И они также были мюридами шейха Хасана из Кахиба. У ученого Амирали-хаджи была переданная по наследству библиотека из старинных книг по исламу-ильму, где насчитывалось более тысяча экземпляров.
Ученый-историк Ш.М. Мансуров в книге «Салатавия» по этому поводу пишет: «Неспроста примечетские школы Салатавии получили такое всеобщее при-знание, там в это время были такие известные далеко за пределами Дагестана ученые-алимы, как, например, Алисултанов Амирали-хаджи из Алмака. Особым уважением и признанием пользовались примечетские школы Чиркея, Дылыма, Алмака и др.». Так, в этих медресе обучали чтению Священного Корана имамы, ученые-алимы: сын Абдурахмана Умалат, Чарав Айдемир, Батыров Беркихан-хаджи, Алисултанов Амирали-хаджи, имамы и учителя Бектемир-хаджи, Амиралиев Садик, Жарбаил, Камалдин, Нуридин, Эльдар, Балгишиев Сах-родин, Абдурашид. Были два шейха Ибрагим-хаджи и Алишайх. Ведь неспроста Абдурахман из Гази-Кумуха в «Книге воспоминаний Саййида Абдурах-мана, сына устаза шейха тариката Джамалуддина ал-Хусайни о делах жителей Дагестана и Чечни» пишет: «Ученый из Алмака, наиб Ичкерии Умалат. Он был красноречив, остроумен, крепкого телосложения, жесткий к врагам, справедливый к народу, за что имам его любил».
Выпускники медресе Алмака пользовались большим и заслуженным уважением и признанием как в Салатавии, так и за ее пределами, и джамааты соседних сел часто приглашали их к себе имамами мечетей. Умалат, сын Абдурахмана из Алмака, будущий наиб Шамиля, является первым ученым алимом из Салатавии и Алмака. Еще в 1820-х годах Умалат по приглашению джамаата села работал имамом мечети в селении Кешень-аух (ныне селение в Новолакском районе), там же в период с 1910 по 1930 годы имамами были ученый алим и народный целитель Батыров Беркихан-хаджи и Эльдаров Хан-гиши. Также К1удияв Курахма, прадед будущего муфтия Дагестана Саид-Мухамада Абубакарова, работал имамом в селе Цилитли Гумбетовского района.
По словам известного краеведа из Буртуная Магомедова Исы Магомедовича, 1906 и 1909 гг. во главе с ученым алимом Алисултановым Амирали-хаджи 63 алмакца совершили хадж.
Школа
Алмак играл важную роль не только в общественно-политической, но и в культурной жизни Казбековского района и Дагестана. Здесь в медресе учился у Амирали-хаджи известный народный поэт Дагестана Г.Цадаса, иногда здесь бы-вал Махмуд из Кахабросо. Махмуд в дружеской обстановке соревновался в стихосложении с алмакскими поэтами Чичильби и Шамсудином – со своим другом. Об этом было написано еще в советское время в литературном альманахе «Дружба» (на аварском языке). Из-за отсутствия русскоязычной грамоты среди населения многие стихотворения и сарины, сказания, фольклор остались вне поле зрения.
В 1925 году в селении Алмак была открыта государственная школа – ликбез. В 1929 году на хуторах Чорто, Гваниг, Гайли, Гогочхотай, Цебеотар были созданы пункты ликбеза, где учили взрослых и детей писать и читать.
За период с 1925 по 1942 годы в селе Алмак и на хуторах Гогочхотай, Ха-нидук, Квериман и Цебеотар, по словам известных краеведов Газиева Ума-расхаба и Магомедова Исы, были построены 5 начальных сельских школ, где учителями работали около 30 человек и училось более 600 учеников не только из Алмака, но и из Буртуная.
На сегодня известны следующие имена этих учителей: Коваленко Петр Семенович, Ковалев Петр, Иванова Люся, Бординов Николай Константино-вич, Блобаев Валентин, Анастасьев Александр Михаилович, Курдиманов Иван Михаилович (хутор Гогочхотай), Геордин Н.К., Чирдакова Надежда, Васильева Евгения, Базарганов Насрула (заведующий НСШ на хуторе Чорто), Моисеенко Мария Семеновна (Ханидук), Гаджиев Изудин, Магомедова Умайганат, Жантемиров Исмаил, Атабаев Сагит (директор Алмакской НСШ в 1942 году), Гаджиев Магомедбег, Омаров Шарип, Омаров Абдулкагар (директор Алмакской НСШ), Айгубов Расул, Мусаев Хажияв, Жабаев Али, Гаджибегов Али (сын Жабаева Г.), Маматханов Халит (хутор Ханидук), Сайрудинов Исмаил (хутор Ханидук), Сай-рудинов Мухамирза (директор НСШ на хуторе Ханидук), Маго-медова Аминат (хутор Квериман), Гаджиев Магомедбек, Усдаева Аминат, Ха-сильбиев Абас, Салихов Мансур (хутор Квериман), Адилгереев Адильгере, Учуев Батал, Дахадаев Исмаилгаджи, Тавбулатов Умарасхаб, Асхабов Шарабодин. Из них 10 учителей – алмакцев.
Имелась 1 изба-читальня, заведующая Жанболатова Патимат.
ФЗО окончили: Чичильбиев Наирбег, Азиханова Равзанат, Висарханов Расул, Мусаева Равзанат (хутор Чорто).
Выходцами из нашего села являются следующие краеведы и поэты: Са-римирзаев Сагитхаджи, Хасбулатов Мутаилхаджи, Садиков Магомед, Джантемиров Исмаил, Эсенаев Умар Эсенаевич, Чичильбиев Чичильби, Жамал-динов Шамсудин, Газиев Умарасхаб и другие.

Другие народно-хозяйственные объекты
Глава РД Р.Абдулатипов, будучи с рабочей поездкой в Москве, прочел в МГУ имени Ломоносова (30.05.13 года) лекцию. Он отметил следую-щее: «Те, кто недооценивал этническое в общности, на примере развала СССР могут убедиться в том, что государство может погибнуть в любое время, а этнос нет, потому что он связан с историческими традициями, социокультурной средой».
С 1874 года в селении Алмак имелись 19 водяных мельниц на реках Акташ, Акхин, Булах и Циркин, на каждой из которых обрабатывали пшени-цу, кукурузу и лен. Хозяевами мельниц, которые стояли на реке Алмак, были Сулейман и Амирали-хаджи, Абай, Нургиши, на реке Циркин Магомед, Шамиль, Исмаил, Генжабай-хаджи, Таймасхан, Казанби, Мажит, на реке Булак Хабитхаджи, Базарганхаджи, Исрапилхаджи, Устарханхаджи.
Ученый-историк Мансуров Ш.М. в книге «Салатавия» пишет: «По преданиям, даже в самые голодные годы в Салатавии не было случая смерти от голода, напротив, благодаря Салатавии спасались от голодной смерти многие жители Нагорного Дагестана».
С 1909 года в селении Алмак существует 15 частных магазинов, их владельцами были: Жамирза-хаджи, Шихмурад, Сада, Асланбег, Алимухама, Аскерхан, Дада, Сада-хаджи, Гашим, Хадис-хаджи, Идирис, Базарган, Хамзат, Ума, Исмаил, Динаев Хайрула (завмаг, Чорто), Шамсудинов Камалдин (хутор Харачи-коно)…
В 1930 году, как следует из годового отчета колхоза, в селении Алмак начали создавать сельхозартель и колхоз имени «25 Октября», 23 человека вступили в колхоз.
1932 году в Алмаке началось строительство уникального арочного моста через реку Акташ, о чем свидетельствует договор от 21.05.1932 года, заключенный между председателем с/с Алмак Алхуватовым Алхуватом и мас-терами Нартбиевым Бадроди-ном, Мухамирза-евым Динавом о строительстве арочного моста через реку Акташ с опла-той по 3 рубля в день. И завершение его строительства намечалось к 01.09.1932 года. В подсобники им дали Изуева Изу (ж. «Салатавия», №1 (3). 2012 г.; договор от 21.05.1932 г. Из архива Салихова С.А.)
В селе имелся сельский черепичный завод со своими мастерами, где в год выпускали 100000 штук черепицы. Владелец Алисултанов Сулайман брат Амирали-хаджи. Со слов старожилов, в 1968 году в Казбековский РК КПСС вызвали из Ленинаула Хабибова Хабиба, внука Сулаймана, и предложили снова построить на том же месте этот завод. Но из-за землетрясения 1970 года идея осталась не воплощенной в жизнь.
Лесопильный завод, который, как следует из справки председателя и сек-ретаря Алмакского сельсовета от 11 августа 1937 года № 12а, принадлежал Алисултанову Амирали-хаджи.
Согласно годового отчета колхоза имени 25 Октября за 1939 год в нем числились 672 двора, 719 семей, в которых проживали 3016 человек, из них от 16 лет и старше 1281 человек трудоспособные, 93 детей с 12 до 16 лет. Кроме того, находились на службе в Красной Армии и на учебе 12 человек.
26 ноября 1939 года в соответствии с решением СНК ДАССР и Казбеков-ского РИК из одного колхоза имени «25 Октября» села Алмак, который объединял 46 хуторов, образованы четыре колхоза по географическому расположению: имени «25 лет Октября» – селение Алмак, председатель колхоза Газиму-хамаев Шефи; имени Молотова – хутор Цебеотар (или хутор Харачиконо), председатель Садаев Иманали; имени Сталина – хутор Нахаотар, председатель колхоза Саипов Магомед; имени В.И. Ленина – хутора Квериман и Чорто, председатель колхоза – Шапиев Абдулхаким. Также было образовано 2 сельсовета.
Девять деревообрабатывающих цехов, их владельцами были: семья Амирали-хаджи, Нартбиев Бадродин, Мухамирзаев Динав, Айдемиров Адильмирза (хутор Квериман), Жамалов Арсанби (колхоз имени Молотова), Дагуев Мухамадсайгид (колхоз имени Сталина), Батирханов Салих (хутор Чорто), Жантемиров Абубакар (колхоз имени Молотова, на хуторе Харачиконо), Хабитов Вали (хутор Квериман).
1 электромельница – владелец Нартбиев Бадродин. Ему же принадлежал токарный станок, располагавшийся в местности «Завод», на котором изготавливались деревянные подносы (хIерчч), тарелки и другие изделия.
Было также 12 кузниц, которые передавались от отца к сыну. На каждом хуторе, колхозе имелись свои 1-2 кузницы. Кстати, с 1937 года по секретному постановлению НКВД все кузницы были под надзором. Владельцами кузниц были: Умачов Ирисби (колхоз имени Ленина), Эсенбаев Арсанби (колхоз имени Ленина), Арсамирза, Адильмирза, Бекмирза, Адиев Абдурахман (колхоз имени Сталина), Сираждин, Мансуров Устарбег, Жантемиров Абубакар (хутор Харачико-но), Алиханов Гирин, Исрапилов Исмаил (хутор Харачиконо в колхозе имени Мо-лотова), Сулайманов Хабиб. Эти мастера-кузнецы умели изготавливать не только товары сельхозназначения, но и ножи, кинжалы, сабли, даже пистолеты. По словам 86-летнего краеведа Магомедова Исы (из селения Буртунай), особенно искусным мастером, умеющим изготавливать оружие, был Устарбег.
Владельцем мастерской по изготовлению изделий из драгоценных металлов был Сада-хаджи – искусный мастер по изготовлению золотых и серебряных ювелирных украшений.
В Алмаке в изобилии имелся древесный уголь, который так необходим для кузниц. Ученый историк Ш.М. Мансуров в вышеназванной книге пишет: «Жители Салатавии занимались добыванием древесного угля. Они не только удовлетворяли потребности своих мастеров-кузнецов и ювелиров в древесном угле. Жители сел Алмак, Дылым, Гуни и других специализировались на добывании древесного угля для рынка, который пользовался большим спросом в Нагорном Дагестане, Кумыкии и Кизляре» (ЦГА РД, ф.147, оп.3, д.123, л.18).
В селе работали 1718 ручных каменных точильных кругов.
В 1937 году по инициативе Джантемирова Исмаила на реке Акташ была построена уникальная гидроэлектростанция с использованием немецкого оборудования. На электростанции работали Козицкий Франц Феликсович – электрик и Машанова Анна Константиновна – работница электростанции. После окончания Великой Отечественной войны алмакцами была построена еще одна электростанция на реке Акташ в селении Ленинаул. Эти обе электро-станции действовали до 19671968 годов., пока не была проведена высоко-вольтная ЛЭП в Казбековский район.
В селе имелись 4 колхозные овцеводческие товарные фермы (ОТФ), од-на из которой по результатам работы 1937 и 1938 годов на Всесоюзной сель-скохозяйственной выставке (ВСХВ) в городе Москва в 1939 году была занесена в Почетную книгу ВСХВ, о чем выдано свидетельство № 175572. В свидетельстве ука-зано, что «Овцеводческая товарная ферма колхоза им. 25 Октября селения Алмак Казбековского района Дагестанской АССР в среднем за два года получила 111,6 ягнен-ка к отбивке на 100 маток и покрытых ярок-метисов вюртембургской породы, при общем поголовье в 1937 году 1569 овец, в 1938 году 2055 овец, за что утверждена участником Всесоюзной сельскохозяйственной выставки и занесена в Почетную книгу». Заведующий ОТФ награжден серебряной медалью и выдано свидетельство о почетном члене ВСХВ.
Ш.М. Мансуров отмечает: «Наличие большого количества овец, с которых получали шерсть, известную по всему Кавказу благодаря ее качествам. Обилие красящих веществ, которыми была богата Салатавия, способствовало развитию производства шерстяных изделий: тканей, сукна, ковров, бурок, попон, войлоков, сумахов, паласов, арбабашей, хурджунов, мешков, чулок, носков, веревок и т.д.». В Алмаке также в каждом доме были надомные мастера по изготовлению одежды и обуви из шерстяных и иных изделий.
Далее Ш.М. Мансуров пишет: «Крупный рогатый скот имел большое значение в хозяйствах салатавцев. В отдельных джамаатах
(Алмаке, Миатли, Дылыме и др.) быков было больше, чем коров (Абельдяев Н.А. Указ. соч.)».
Также он отмечает: «Наибольшее развитие получило в селении Алмак пче-ловодство, где в середине XIX века ими занимались 117 хозяйств» (ЦГА РД, ф.264, оп.1, д.1, л)
1939 год – весной колхозу имени 25 Октября передали автомашину «по-луторка».
Были 2 бригады строителей, бригадиры Ибрагимов Пайзула и Мухамирзаев Динав.
9 полеводческих бригад, бригадиры: Алиев Нажбодин, Газиев Алиас-хаб, Давудов Магдихаджи, Жамалов Абдулкадир, Исмаилов Инус, Мухамадов Ис-уб, Хасанханов Гайирхан, Хатипов Абдуразак, Хасаев Зайнодин.
Имелись в селении 7 складов, заведующие: Умаров Ладу, Динаев Хайрула, Дахадаев Хажи, Тайпуров Абдулхаким, Хажибатыров Гебек, Хажибатиров Сурхай, Хункарханов Насрола.
Было почтовое отделение, заведующий Сатираев Сатира.
Имелись 22 пункта по обработке молока сепарированием.
За счет средств джамаата для общественного пользования построена 21 пекарня.
В каждом третьем-четвертом доме были лагъби из твердого камня по переработке пшеницы.
В каждом хуторе было 12 колодца чистейшей горной холодной вкусной воды, которые были названы именами: Абаса, Хажимухама, Сайги-дава, Гулдача, Хакима и др.
Медицина
В 1940 году в селе открыли фельдшерский медицинский пункт. Заведовали медпунктом Киселева Анна Георгиевна и ветфельдшер Сулайманов Хасанмухамад.
На протяжении многих десятилетий известный народный целитель ученый-алим Батыров Беркихан-хаджи принимал больных, от которых отказались врачи Северного Дагестана и соседних сел Чечни, успешно лечил их и ставил на ноги. В селе были три сероводородных целебных источника, куда приезжалижители из соседних районов на лечение путем приема ванн и питья, сообщает http://mahachkala.monavista.ru
Выходцами из Алмака являются более 40 Заслуженных работников и отличников по отраслям, среди них
Гаджимагомедов Салман – Заслуженный юрист РФ, Почетный работник Прокуратуры СССР.
Гайирханов Казим-Магомед Магомед – Камилович, начальник боевого отделения отряда милиции специального назначения МВД по Республике Калмыкии- подполковник милиции, нагрудный знак «Лучший сотрудник спецподразделений».
Шапиев Шапи Газимагомедович, заместитель главного врача Казбековского района, Заслуженный врач РД, врач высшей категории.
Яндаев Шигавдин – Заслуженный агроном РД,
Ярагиев Зайнулабид – Заслуженный работник правоохранительных органов РД.
Жамалдинов Шамсудин Жамалдинович – Заслуженный врач РД, врач высшей категории и др.
Выходцами из Алмака являются также Герои России Магомед-Казим Гайирханов
12.09.2010 года – Гайирханов Магомед-Казим Магомед-Камилович, уроженец селения Калининаул, командир группы ОМСН МВД по РК, погиб в боестолкновении в Кизилюртовском районе РД. Похоронен в селении Калининаул. Указом Президента РФ от 23.12.11 года ему присвоено звание Героя РФ (посмертно).
и Юрий Салимханов – 26 января 1998 года – Указом Президента РФ младший лейтенант милиции, командир взвода разведчиков ОМОН, кавалер ордена Мужества, Юрий Салимханов (алмакцы называют его Юсуп) за проявленное бесстрашие и мужество при выполнении специаль-ного задания на территории Чечни был удостоен высокого звания Героя Рос-сийской Федерации (по-смертно). 30.07.2012 года – алмакец Исаев Мансур стал первым олимпийским чемпионом из Дагестана по дзюдо на ХХХ летних Олимпийских играх в Лондоне. Выходец из Алмака Народный депутат, Заслуженный экономист РД Айтемир Сатираев, награжденный орденом Мужества, также Полковник МВД ИДРИСОВ АБДУЛГАПУР КАМИЛОВИЧ, Полковник МВД САХРУДИНОВ Сахрудин Магомедгаджиевич – 10 апреля 1961 года рождения. Службу в ОВД начал с 1981 года в звании младшего сержанта милиции. Образование высшее юридическое – в 1992 году окончил юрфак ДГУ. С 1993 по 2003 годы работал в налоговой полиции. С 2003 по 2012 годы в МВД РД зам. начальника УНТ МВД по РД, начальник отдела – зам. начальника ОРЧ УНП МВД по РД. С 2008 года – полковник полиции. Награжден медалями: «За отличие в охране общественного порядка», «За безупречную службу в МВД» 1-3 степени, «За отличие в службе» в УФСНП 1-2 степени, «За отличие в службе в ВВ МВД РФ» 1-2 степени.
Афганцы из Алмака

Мусавузов
Малик Бекмирзаевич

22.07.1962 Призв.24.10.
1980г.
06.04.1981г. -10.11.1982г.
мастер техники и механики авиавооружения ПМК на МИ -24, рядовой Кабул.
пп в\ч №97978
нагрудный знак «Отличник ВВС« от 20.05.81г., «Воину-интернационалисту от благодарного афганского народа», «70 лет ВС СССР», 20 лет ВСВ из Афганистана

Чернобыльцы и участники ликвидации аварии на «Маяке».
1.Гаджимагомедов Сайбодин – ликвидатор последствий аварии на Чернобыльской АЭС, подполковник полиции в отставке. Родился в 1962 году в селении Калининаул Казбековского района Республики Дагестан.
2. Джантемиров Зулпашар – ликвидатор последствий аварии на Чернобыльской АЭС, родился в 1950 году в селении Алмак Казбековского района.
3.Зияродинов Абулкасин – ликвидатор последствий аварии на ЧАЭС, родился в 1954 году в селении Алмак Казбековского района РД.
4. Устарханов Ахмед – участник ликвидации аварии на «Маяке».
5. Жабраилов Мансур – участник ликвидации аварии на «Маяке».
Оленеводческое хозяйство Алмак
В селении Алмак расположено крупнейшее на Кавказе оленеводческое хозяйство (бывший зверосовхоз). Оно занимается разведением пятнистых пантовых оленей и переработкой пантов
В Алмаке установлен памятник тем, кто погиб в Чеченских событиях в 1990-ых годах. Более 30 выходцев из Алмака погибли, защищая Дагестан и Конституционный строф РФ.,
Более 50 человек награждены орденами мужества.
Участники военных событий «Южная Осетия – Грузия»
Салатгереев Мурад Г.
Алиев Батирхан М.
Абдулкагаров Асродин А.
Абуков Саид К.
Голоев Иса Г.
Эсенбаев Мурад З.
Дуруев Юсуп А.
Дуруев Ибадула А.
Жаватханов Наби А.
Висарханов Висархан Р.
Мугудинов Юсуп
Гойтемиров Сурхай Б.
Дуруев Мурад
Темирукаев Зайирбег
Чечильбиев Марат
Джамалов Курбан Д.
Выходцы из Алмака, участники военных событий
«Цумада, Ботлих, Новолак»
Гаджиев Батир С
Алиев Батирхан М.
Расулов Тагир С.
Пигроев Муслим
Ибаханов Мурад Э.
Ибрагимов Магомед Д.
Тажудинов Руслан Ж.
Список участников (кроме ОМОНовцев, которых следует брать у Эсембаева Назирбега, Сатираева) составлен на основании данных собранных участником военных событий «Цумада-Ботлих-Новолак», «Южной Осетии – Грузии» ветераном боевых действий Алиевым Б. М.
Творческие работники из Алмака

В алмаке родились известные в районе и республике поэты и писатели. На арабском языке стихи (касиды) сочинал ученый из Алмака, наиб имама Шамиля Умалат, В «Литературной энциклопедии СССР» говорится о поэте из Алмака Шамсудине Магомирзаеве, о чьих стихах написали Э.Капиев и О.Мандельштам. Известным писателем республики является Алиасхаб Умарасхабов, напечатавший две части книги «Жизнь моя, иль ты приснилась мне?» Более 500 стихотворений известны читателям Низбега Касуева (Алмакского). Всего на сегодня насчитывается 92 творческих людей – выходцев из Алмака, проживающих в Калининауле, Ленинауле, Махачкале, Кизилюрте. Среди пишущих алмакцев – 11 членов Союза журналистов РФ. В самом селении Алмак известны своими творениями:
1. Амирали-хаджи Алисултанов
2. Магомед Абасов
3. Насрула Мусаев
4. Магомед Садиков
5. Раида Набиева
6. Наиб Умалат
7. Исмаг1ил Жантемиров
8. Шамсудин Мух1амирзаев
9. Сахрудинов Расул – Алмак
10. Игьайрат Байсултанова
11. Мансур Салихов
12. Бектемир-х1ажи
13. Беркихан-х1ажи
14. Сагит-х1ажи
15. Камалодин Шамсудинов
16. Ниязбег Касуев (Алмакский)
В настоящее время продолжается изучение истории, культуры и быта Алмака. В этом направлении интенсивно работает ДРПОО «Наш дом» и учрежденный ею журнал «Салатавия-Алмахъ» – редколлегия: Хайбула Умаров – главный редактор, Салих Салихов – заместитель главного редактора, Ачабаев Абдулшагид, Алгереев Арсен, Сусланов Сулеймавн – члены редколлегии, компьютерное обеспечение – Сулейман Динаев и выпускающий редактор – Динуч Динаев.
Недавно в Алмаке совместно с журналистами и местными краеведами побывали научные работники из ДНЦ – доктор исторических наук, заместитель Директора ДНЦ Омар Давудов и кандидат исторических наук Хайбула Магомедсалихов, которые готовят научную статью по результатам археологических находок вокруг селения Алмак. Изучение древнего Алмака продолжается.

Гаджимагомед Гаджимагомедов
Салих Салихов
Динуч Динаев

Комментирование запрещено